ИНСТРУКЦИЯ №____
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
1.1. К управлению и обслуживанию автомобиля допускаются лица, достигшие 18-ти летнего возраста, прошедшие медицинский осмотр, специальное обучение и получившие в установленном порядке удостоверение на право управления автомобилем. Водитель должен пройти вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте и стажировку под наблюдением опытного водителя.
1.2. При оформлении водителя на работу за ним закрепляют определенный автомобиль приказом по предприятию.
1.3. После зачисления на работу водитель обязан принять транспортное средство по акту и выполнять только ту работу, которая поручена нанимателем.
1.4. Водитель должен управлять транспортными средствами только тех категорий, которые разрешены водительским удостоверением.
1.5. При управлении транспортным средством водитель обязан иметь при себе:
- водительское удостоверение на право управления автомобилем с талоном предупреждений;
- технический паспорт или талон технического паспорта, путевой (маршрутный) лист;
- справку о прохождении медкомиссии;
- документ (сертификат) о прохождении государственного технического осмотра;
- документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства .
1.6. Каждый автомобиль должен быть укомплектован медицинской аптечкой и знаком аварийной остановки или мигающим фонарем, противооткатными устройствами.
1.7. Водитель обязан соблюдать Правила дорожного движения при движении по дорогам, Правила внутреннего трудового распорядка – на территории предприятия. Курить разрешается только в специально установленных местах.
1.8. Опасные и вредные производственные факторы:
- неисправность тормозной системы, рулевого управления;
- нарушение герметичности трубопроводов топлива и масла, газовой аппаратуры и магистралей;
- демонтаж и накачка шин;
- превышение допустимой скорости движения;
- подъем автомобиля с помощью грузоподъемных механизмов, домкратов;
- плохие дорожные условия;
- условия ограниченной видимости.
- неправильно размещенный или незакрепленный груз.
1.9. Не допускается:
- находиться на рабочем месте, территории организации или в рабочее время в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также употреблять алкогольные либо наркотические напитки и препараты.
- выполнение работ не связанных с выполнением основных обязанностей,
- стоять и проходить под поднятым грузом или вблизи его;
- работать при ремонте автомобиля неисправным инструментом или на неисправном оборудовании;
- хранить в кабине технические жидкости в емкостях от пищевых продуктов
1.10. Инструмент и приспособления использовать только по назначению.
1.11. За невыполнение требований настоящей инструкции работник несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.
2. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. При подготовке автомобиля к выезду проверить:
- техническое состояние автомобиля, обратив особое внимание на исправность шин, тормозной системы, рулевого управления, приборов освещения и сигнализации, работу стеклоочистителей, правильную установку зеркал заднего вида, чистоту и видимость номерных знаков и дублирующих их надписей, чистоту стекол и внешних световых приборов, а также отсутствие течей топлива, масла, охлаждающей жидкости и их уровень, а у газобаллонных автомобилей - герметичность газовой аппаратуры и магистралей;
- давление воздуха в шинах в соответствии с нормами;
- наличие инструмента и инвентаря;
- наличие первичных средств пожаротушения.
2.2. Перед выездом из гаража водитель обязан пройти предрейсовый медицинский осмотр, получить путевой лист. Перед выездом в дальний рейс в путевом листе должен быть указан режим работы и отдыха, а в маршрутной карте указаны особо неблагоприятные места.
2.3. Проверка состояния автомобиля при выпуске его на линию и по возвращении в гараж должна производиться при неработающем двигателе и заторможенных колесах. Исключение составляют случаи проверки тормозов. После проверки состояния автомобиля водитель обязан получить отметку в путевой лист о технической исправности автомобиля, проверить правильность заполнения путевого листа и подтвердить исправность автомобиля своей подписью, ознакомиться с условиями работы на линии и родом перевозимого груза и получить необходимый инвентарь.
При сложных дорожных условиях, а также при направлении в дальний рейс автомобиль должен быть дополнительно обеспечен лопатой и буксирным приспособлением, противооткатными устройствами.
2.5. Грузовой автомобиль с кузовом типа фургон должен быть оборудован:
- первичными средствами пожаротушения: огнетушителем, плотной тканью из негорючего материала, расположенными в удобном, доступном месте;
- исправными, открывающимися дверями. Двери должны иметь исправные запирающие устройства, не допускающие самопроизвольное открывания их во время движения автомобиля;
- фиксаторами, фиксирующими двери в открытом положении;
- подножками, расположенными непосредственно под дверями;
- откидной лестницей или скобами для посадки и высадки грузчиков;
- освещением, вентиляцией и звуковой сигнализацией;
- глушителями, выведенными за габариты кузова на 30-50 мм.
- предусмотренные заводом-изготовителем ремни безопасности и замки для фиксации ремней.
Источники освещения внутри кузова должны быть закреплены в углублениях потолка, предохраняющих их от механических повреждений. Источники освещения, не закрепленные в углублениях потолка, должны предохраняться прочной сеткой или решеткой.
2.6. Заправку автомобиля топливом производить при неработающем двигателе.
2.7. При работе автомобиля на этилированном бензине необходимо:
- операции по приемке, заправке автомобиля и перекачке этилированного бензина производить механизированным способом, находясь с наветренной стороны автомобиля;
- сифонирование и продувку бензосистемы производить насосом;
- при попадании этилированного бензина на руки обмыть их керосином, а затем теплой водой с мылом;
- в случае попадания этилированного бензина в глаза немедленно обратиться за медицинской помощью.
Для предотврашения возможности отравления не допускается производить заправку автомобиля из ведер, переносить этилированный бензин в открытой таре, а также засасывать его через шланг ртом.
2.8. При работе автомобилей на газе не допускается:
- выпускать газ из баллонов в закрытом помещении;
- осуществлять пуск и заправку автомобилей газом в закрытых помещениях.
2.9. Убедиться в том, что газ не просачивается в кабину или закрытый кузов.
3. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТЫ
3.1. Прежде чем начать движение из гаража, места стоянки или остановки, водитель должен убедиться в безопасности для окружающих лиц, подать предупредительный звуковой сигнал и лишь после этого трогаться с места.
3.2. Особую осторожность следует соблюдать при движении задним ходом. При плохом обозрении или недостаточной видимости необходимо воспользоваться помощью другого лица.
3.3. Водитель обязан:
- выполнять требования безопасности движения и указания регулировщиков дорожного движения, соблюдать требования дорожных знаков, указателей и сигналов светофоров, предусмотренных Правилами дорожного движения.
- быть пристегнутым и не перевозить пассажиров с непристегнутыми ремнями безопасности,
- выбирать скорость движения с учетом дорожных условий, видимости и обзорности, интенсивности и характера движения транспортных средств и пешеходов, особенностей и состояния автомобиля и перевозимого груза;
- не выполнять действий, которые отвлекают его от управления транспортным средством.
3.4. Водитель должен наблюдать за показаниями контрольных приборов автомобиля и нормальной работой двигателя и основных узлов и механизмов.
3.5. Оставлять автомобиль разрешается только после принятия мер, исключающих возможность его движения во время отсутствия водителя.
3.6. Водителю не допускается:
- управлять транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;
- управлять транспортным средством в болезненном или утомленном состоянии, ставящем по угрозу безопасность дорожного движения, под воздействием лекарственных средств, снижающих внимание и быстроту реакции.
- передавать управление транспортным средством лицам, в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность дорожного движения, под воздействием лекарственных средств, снижающих внимание и быстроту реакции, либо не имеющим удостоверения на право управления транспортным средством данной категории или не указанным в путевом листе;
- пользоваться во время движения автомобиля аппаратом радио- и телефонной связи, не оборудованном техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.
- выходить из кабины на проезжую часть, предварительно не убедившись в отсутствии движения транспортных средств как в попутном, так и во встречном направлении;
- отдыхать или спать в кабине во время стоянки при работающем двигателе или заводить его для обогрева кабины;
- использовать паяльные лампы или газовые плиты для разогрева и приготовления пищи в кабине автомобиля, а так же для обогрева кабины в холодное время года или суток.
- принимать пищу в кабине автомобиля при перевозке опасных грузов;
- допускать проезд в кузове автомобиля лиц, не имеющих отношения к выполняемой работе, а также проезд в кабине людей свыше установленной нормы для данного типа автомобиля;
- оставлять автомобиль без присмотра при перевозке грузов, требующих постоянного сопровождения, даже при кратковременной остановке;
- производить техническое обслуживание и ремонт автомобиля во время погрузочно-разгрузочных работ;
- перевозить пассажиров в кузове автомобиля, не оборудованного для перевозки людей;
- выполнять буксировку автомобиля с целью пуска двигателя;
- подогревать двигатель открытым пламенем или пользоваться открытым огнем при определении или устранении неисправностей;
- протирать двигатель ветошью, смоченной в бензине, и курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков;
- проводить осмотровые либо ремонтные работы под автомобилем стоящем на домкрате, без дополнительных упоров или козелков, предотвращающих самопроизвольное опускание автомобиля;
- под домкрат при подъеме автомобиля подкладывать прокладки из хрупких материалов: кирпичи и т.д.
- допускать к ремонту автомобиля лиц, не имеющих на это права (грузчиков, сопровождающих и пассажиров);
- при работе на обочине под автомобилем находиться со стороны проезжей части;
- загружать автомобиль свыше разрешенной грузоподъемности.
- при механизированной загрузке на автомобиль крупногабаритных грузов находиться в кузове и кабине автомобиля.
- подавать автомобиль на погрузочно-разгрузочную эстакаду, если на ней нет ограждения или отбойного бруса.
- при работе на газобаллонных автомобилях курение и зажигание огня около автомобиля, в кабине, в кузове и особенно при проверке и осмотре газовой аппаратуры;
- при ремонте или техническом обслуживании оставлять инструменты на подножке, капоте, крыльях автомобиля, а также на краю осмотровой канавы;
- в темное время суток проводить ремонтные работы без световозвращающего жилета.
3.7. При ремонте автомобиля в пути следования необходимо съехать на обочину дороги, остановить автомобиль, затормозить стояночным тормозом, включить первую передачу и подложить под колеса упоры, а в темное время суток на неосвещенных участках или в условиях недостаточной видимости включить габаритные или стояночные огни. При их неисправности или отсутствии их водитель обязан выставить на расстоянии 40м позади автомобиля знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь. Одеть световозвращающий жилет.
3.8. Во время погрузочно-разгрузочных работ автомобиль необходимо затормозить стояночным тормозом и включить первую передачу или задний ход.
3.9. При укладке грузов в кузов автомобиля необходимо:
- ящики, бочки и другой штучный груз укладывать плотно, без промежутков, чтобы при движении (резком торможении, трогании с места и крутых поворотах) он не мог перемещаться по полу кузова;
- стеклянную тару с жидкостями устанавливать только стоя в один ряд, по возможности разделяя емкости прокладками из картона либо другого прокладочного материала,
3.10. Загрузка автомобиля должна производиться равномерно по всей длине кузова (фургона) не допуская перегрузки передней и задней оси.
3.11. При движении в темное время суток или в других условиях недостаточной видимости (туман, дождь, снегопад и т.п.), ограничивающих видимость до 300 м, а также в туннелях на автомобиле должны быть включены внешние световые приборы.
3.12. При подъезде к железнодорожному переезду водитель должен убедиться в безопасности движения и руководствоваться дорожными знаками, световой и звуковой сигнализацией, положением шлагбаума и указаниями дежурного по переезду.
3.13. Для пропуска приближающегося поезда и в случаях, когда движение через переезд запрещено, водитель обязан остановиться не ближе 5 м от шлагбаума или светофора, а при их отсутствии - не ближе 10 м от первого рельса.
3.14. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители всех транспортных средств независимо от направления их движения должны уступить дорогу и обеспечить беспрепятственный проезд этих и сопровождаемых ими других транспортных средств.
3.15. Если на приближающемся транспортном средстве дополнительно к проблесковому маячку синего цвета включен проблесковый маячок красного цвета, водители попутных, а при отсутствии разделительной полосы и встречных транспортных средств, должны остановиться у тротуара или на обочине.
Возобновить движение разрешается только после проезда замыкающего колонну транспортного средства с включенными проблесковыми маячками синего и зеленого цветов.
3.16. При постановке автомобиля на техническое обслуживание или ремонт необходимо затянуть рычаг стояночного тормоза, выключить зажигание, под колеса установить упоры, предотвращая перемещение автомобиля вперед либо назад. Повесить на рулевое колесо табличку "Двигатель не пускать! Работают люди!".
3.17. При ремонте автомобиля содержать в чистоте рабочее место и не загромождать посторонними предметами. Следить за тем, чтобы пол был нескользким, удалять разлитое масло, солидол, бензин и прочее. Сливать масло, воду или антифриз (ТОСОЛ) в специальную тару.
3.18. При обслуживании автомобиля на подъемнике (электромеханическом, гидравлическом), на механизме управления подъемником вывешивают табличку с надписью: "Не включать - под автомобилем работают люди!".
В рабочем (поднятом) положении подъемник должен фиксироваться упором, гарантирующим невозможность самопроизвольного опускания.
3.19. При подъеме автомобиля домкратом не допускать его перекоса (домкрат должен стоять вертикально, опираться на грунт всей плоскостью подошвы, головка домкрата должна упираться всей плоскостью в ось или в специально фиксированное место, при мягком грунте под домкрат подложить доску); под остальные колеса установить упоры (башмаки). Под вывешенную часть автомобиля установить металлические козелки.
3.20. Для снятия и установки тяжелых узлов и агрегатов необходимо пользоваться подъемно-транспортными средствами. Не допускается превышать грузоподъемность этих средств.
3.21. При ремонтных работах пользоваться исправными инструментом и съемниками. Не допускается отворачивать гайки с помощью зубила и молотка. Трудно отворачиваемые гайки смочить керосином или другой специальной жидкостью, а потом отвернуть ключом.
3.22. Проверять совпадение отверстий только при помощи бородка.
3.23. Подтягивать ремень вентилятора, проверять крепление водяного насоса и подтягивать сальники только при неработающем двигателе.
3.24. Демонтаж шины с диска колеса производить при помощи съемника, накачивать шины необходимо в предохранительном устройстве (металлической клетке). При накачке шин на линии колесо укладывать кольцом к земле.
4. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. При появлении неисправностей двигателя, рулевого управления, тормозов и ходовой часта водитель должен остановить автомобиль, максимально удалив его с проезжей части, по возможности выявить причину появления неисправности и устранить её, при невозможности устранения неисправности в пути, принять меры к эвакуации автомобиля.
4.2. При дорожно-транспортном происшествии водители, причастные к нему, обязаны:
4.2.1. немедленно остановиться на месте происшествия, включить аварийную световую сигнализацию или выставить знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь) и сохранить обстановку на месте происшествия;
4.2.2. принять меры по оказанию доврачебной помощи потерпевшим, вызвать "скорую медицинскую помощь", а если это невозможно - отправить потерпевших на попутном или отвезти на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить там свою фамилию, номерной знак транспортного средства (с предъявлением водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;
4.2.3. сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия работников милиции;
4.2.4. принять меры к сохранению следов происшествия и организации объезда места происшествия;
4.2.5. если движение других транспортных средств невозможно, освободить проезжую часть. При необходимости освобождения проезжей части или доставки потерпевшего на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию.
4.2.6. сообщить о случившемся на предприятие непосредственному руководителю (механику);
4.2.7. о повреждении груза сообщить грузоотправителю;
5. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
5.1. По окончании работы водитель грузового автомобиля обязан:
5.1.1. осмотреть автомобиль и убедиться в отсутствии течей технических жидкостей: масла, антифриза (ТОСОЛА), топлива.
5.1.2. помыть автомобиль;
5.1.3. поставить автомобиль в предназначенное для стоянки место, рычаг коробки передач поставить в нейтральное положение, затормозить автомобиль стояночным тормозом и заглушить двигатель;
5.1.4. закрыть ключом двери кабины;
5.2. Обо всех неисправностях и поломках сообщить механику (начальнику гаража) и сдать ключи.
5.3. Выполнить гигиенические процедуры.